Salone WorldWide Moscow

ВОКРУГ ДИЗАЙНА

Акилле Кастильони (1918 – 2018)

Кастильони. Выставка

Автор: Марко Романелли.
Столетие со дня рождения великого мастера – прекрасный повод для празднования. Несмотря на столь радостное событие в воздухе витает некая грусть, поскольку великого дизайнера с нами больше нет. Несмотря на то, что Акилле Кастильони покинул этот мир 16 лет назад, он по-прежнему является частью нашей повседневной жизни. И не только потому, что великие дизайнеры продолжают жить в своих работах (мебели, архитектуре, предметах), напоминающих об их присутствии в нашей жизни, а еще и потому, что Кастильони – это Кастильони, единственный в своем роде. Мы можем ощутить его присутствие, представить себе его большие руки, хриплый голос, незначительную сутулость, заразительный смех и невероятный и столь непривычный интерес к другим людям. Мне кажется, что одним из самых интересных аспектов этой ретроспективной выставки, организованной Патрисией Уркиолой и Федерикой Салой на Триеннале в Милане (выставка открыта до 20 января 2019 года), является отказ от слащавых посвящений (Кастильони не был святым, да и вряд ли хотел бы, чтобы о нем так думали) и музеефикации (в реальной жизни он воспринимал прошлое как шаг в будущее). Это позволило оживить творца и вернуть его в нашу жизнь. Было бы бессмысленно преуменьшать значение полемики, возникшей после выставки из-за решения доверить организацию выставки дизайнеру, а не критику. Но это решение было крайне удачным: Патрисия взялась за организацию выставки Кастильони, прислушиваясь к голосу сердца, а не разума. Она отказалась от интеллектуальных изощрений и соблюдения формальностей, сконцентрировавшись просто на привлечении внимания (так она обычно поступает со всеми, кого встречает). В хронологии событий есть пробелы, типология игнорируется, кроме того выявлены 20 мета-дизайнерских категорий (начиная с «чем проще, тем лучше» и заканчивая «игривостью», «перепроектированием» и «обслуживаемым и обслуживающим»). Неужели Кастильони опирался на духовные категории? Лично я так не думаю, но какое это имеет значение? Какая разница, если такое восприятие действительности может помочь нам смотреть на созданные Кастильони предметы, даже наименее известные из них, с другой точки зрения и видеть в них намек на будущее. Поэтому используйте каталог не как инструмент для критического анализа, а как специальное руководство по дизайну! Как говорил Кастильони, столкнувшись с новым неподписанным объектом, который он хотел добавить в свою коллекцию: «Положите его здесь... пока он “дозревает”». Это не ностальгия,  а скорее превосходный совет, данный студентам, начинающим и зрелым коллегам-дизайнерам, а также всем, кто готов к нему прислушаться. 

Второй вопрос, по поводу которого возникла полемика на Триеннале, касался того, насколько безжалостно прервалось сотрудничество – я бы скорее назвал его симбиозом – между Кастильони и его братом Пьером Джакомо из-за смерти последнего в 1968 году, ровно 50 лет назад. Эта полемика ошибочна, поскольку все, кто знаком с Кастильони, прекрасно знают о том, что он никогда не упускал возможности упомянуть своего брата. Особое внимание на выставке было уделено всем ранним работам братьев, созданным в четыре руки в период с 1940 по 1968 гг. Однако не стоит забывать о том, что с 1968 года Кастильони еще в течение 34 лет самостоятельно проектировал великолепные шедевры. В чем смысл сравнивать, например, торшер Arco с креслами San Luca или San Carlo, пытаясь выяснить, какой объект более шедеврален? Это риторические вопросы. На самом деле, если мы по-прежнему ощущаем физическое присутствие Кастильони, Пьер Джакомо тоже сегодня с нами!

A Castiglioni
Куратор Патриция Уркиола

В сотрудничестве с
Федерикой Сала

Дизайн выставки
Патриция Уркиола

 
6 октября 2018 - 20 января 2019
 
Музей дизайна 
проспект Эмилио Алеманья, 6
Милан

www.triennale.org/en/