Salone WorldWide Moscow

ФОКУС

Молодые дизайнеры

Сравнивая ситуацию в Италии и в Европе

Автор: Марко Романелли. Италия против Европы: ранее казалось возможным определить «конкретно итальянскую» проектную ситуацию в сравнении с голландской ситуацией, английскую или французскую. Но в наши дни эти различия почти стерлись : характеристики дизайнера зависят не от страны его происхождения, а от его собственной истории. На самом деле, построение личности дизайнера больше зависит от встреч, имевших место во время обучения (как с товарищами, так и с преподавательским составом), чем от его контекстуальных корней. Размываются «географические» линии (что, кстати, можно сказать и о многих других аспектах нашего глобализированного общества). Люди относятся к гораздо более однородным группам, а не исключительно национальным, как раньше. Корень этого – в реальном и, следовательно, ощутимом опыте, если даже не в разных убеждениях. Теперь стало «нормальным» встретить итальянского дизайнера, учившегося в Голландии, теперь работающего в шведской компании, или, возможно, французского дизайнера, культурно сформировавшегося в Италии, которому удалось расширить строгие рамки немецкой компании.

Тем не менее, говоря о молодых дизайнерах с итальянской точки зрения, мы должны признать, что наша молодежь сделала огромный скачок вперед, а всего лишь десять лет назад они действительно были бы в «невыгодном положении» по сравнению с их иностранными коллегами. Давайте начнем наш анализ с начала нового тысячелетия. Молодой итальянский дизайнер, ставший самостоятельным в 2000 году, вероятно, был бы в возрасте 35 лет, что Данте считал «серединой нашей жизни». И не только потому, что он тратил время, предаваясь всяким порокам, но просто потому, что при обычной школьной программе он бы получил диплом по архитектуре или дизайну в возрасте 24-25 лет. И тогда он осознает, что его предыдущие изыскания носили исключительно теоретический характер, и ему придется встать к чертежной доске в роли ученика студии для оттачивания своих навыков. Это заняло бы еще лет пять или даже больше. Только в возрасте 30 лет «типичный итальянский дизайнер» начнет спрашивать себя: «Чем же я хочу заняться, когда вырасту?» (только если его родители еще не задали ему этот вопрос, хотя быть итальянцем значит позволять своим детям оставаться в «гнезде» столько, сколько нужно, однако, возможно, при начавшемся облысении, они могут перестать скрывать определенное беспокойство). 


Между тем, как обстоят дела у его зарубежных коллег (будь то англичане, голландцы или финны)? Как правило, после посещения более профессионально направленной школы они бы выбрали преимущественно «практико-ориентированный» (от столярных работ до металлов, от металлов до смол) курс университетского уровня и, в течение года или около того, по умолчанию приобрели бы твердую уверенность поверх той надменной уверенности, которая характерна для их возраста. Наш европейский дизайнер, которому сейчас 21 год, сразу же сможет воспользоваться рядом государственных стимулов для молодых креативщиков, начиная от бесплатных рабочих мест и заканчивая грантами для участия в коллективных презентациях на ведущих международных мебельных выставках (в первую очередь Milan Salone). Таким образом, приезд молодых иностранцев в небольших шерстяных шляпах и хлопковых жилетах, абсолютно не подходящими к апрельской температуре в Италии, на SaloneSatellite проходит гладко, и они обсуждают свои прототипы, широко улыбаясь. А вот здесь у нас молодые итальянцы старше на 10 лет: они аккультурированы, без маленьких шляп и жилетов, их руки связаны в отношении создания своих творений, но они абсолютно уверены в том, что хотят делать дальше. Потому что именно в этом и заключается проблема: в том, что они «хотят делать» или, точнее, в том, что мир должен позволить им делать. 

В этом заключается разница: в то время как иностранная система предлагает молодым дизайнерам меньше производственных возможностей, она, несомненно, стимулирует их (практические результаты), и особенно (психологические результаты, значительно более глубоко укоренившиеся) не заставляет их превращаться в «стереотип мастера». Сделаем еще один шаг назад: возможности поколения молодых итальянских дизайнеров до нынешнего года упирались в стеклянный потолок из-за присутствия необыкновенных мастеров, которые еще до достижения полной зрелости, а некоторые и после выхода на пенсию, прочно заняли все важные позиции (здесь я имею в виду Маджистретти, Кастильони, Занусо, Ге Ауленти, Манджиаротти и Соттсасс).По крайней мере, они действительно были экстраординарными... Хотя в настоящее время механизм блокирования поколений все еще существует в Италии, он изменился вместе с дизайном мебели, который больше не стремится создавать шедевры, а собирает коллекции предметов (столы со стульями, диваны с креслами и журнальными столиками, шкафы с кроватями и тумбочками), одновременно элегантные и банальные.  Молодым итальянским дизайнерам нелегко закрепиться при таком сценарии, так как это требует чрезвычайно высоких финансовых вложений. Возможно, они разработали собственный автономный маленький шедевр (и именно в автономии корень проблемы!), но компании не будут знать, где же их разместить. Вы, читатели, можете прийти к выводу: «поэтому, с точки зрения реальных возможностей, для молодых итальянских дизайнеров ничего не изменилось по сравнению с их предшественниками 15-20 лет назад?». 


А вот и нет: все кардинально изменилось! В то время как молодые итальянские дизайнеры в прошлом, возможно, столкнулись с дюжиной отказов и прятали свои эскизы в ящик, ожидая старости и защищаясь от многих (опасных) недоброжелателей, сегодняшние молодые итальянские дизайнеры отказа не принимают. Они свяжутся с другом, с которым учились в Королевском колледже или Сент-Мартинсе в Лондоне, в Эйндховене или Лозанне, и вместе создадут группу (под каким-нибудь невероятным и непроизносимым названием). Вероятно, группа не будет отличаться стабильностью, собственно, как и дружба и любовные отношения в определенном возрасте, но нашим дизайнерам удастся добиться создания или самостоятельно изготовить маленькие шедевры, которые затем будут представлены в журналах, постоянно жаждущих чего-то нового и трепетного, новых «личностей», к которым интерес быстро загорается, но также быстро и гаснет. Однако, все это часть игры. Новообразованной группе транснациональных (без гражданства) молодых дизайнеров нет дела до отказов, потому что скоро они сделают еще один шаг к зрелости, к профессиональной целостности. Решающий шаг, который даст лучшим из них возможность работать с отраслью и, в частности, с галереями и добиться эффективной прибыли. Таким образом, молодые итальянские дизайнеры и молодые европейские дизайнеры наконец-то встают на одну стартовую линию, преодолевая диспропорцию, которая сохранялась с незапамятных времен и преодолевая подчинение мастерам, в которых уже нет никакого смысла, отчасти потому что в Италии больше нет мастеров!