ИНТЕРВЬЮ

Федерико Бабина (Federico Babina)

Многопрофильный дизайнер

«Мне интересно, когда дизайн заключает в себе идею, а не только форму и возможную функциональность. Хорошие идеи превращают дизайн в отображение эпохи и общества».


talks_Babina_01.jpg

Дома великих кинорежиссеров по мотивам их самых известных творений («Архирежиссер»: http://federicobabina.com/ARCHIDIRECTOR), история последних 100 лет, рассказанная через призму культовых предметов каждого десятилетия («Стиль жизни»: http://federicobabina.com/STYLE-LIFE), дома супергероев («Интергерои»: http://federicobabina.com/INTERHEROES) и музыкально-архитектурные метаморфозы («Архимузыка»: http://federicobabina.com/ARCHIMUSIC)... Иллюстрации Федерико Бабина уносят нас в воображаемые миры, где взаимодействие архитектуры и дизайна с другими направлениями рождает поистине безграничное, своего рода комбинаторное искусство.

_Вы называете себя «многопрофильным дизайнером», но кроме этой информации в Интернете больше о Вас ничего и не найти. Не могли бы Вы немного рассказать нам о своей карьере?

Я – Федерико Бабина (с 1969 года), архитектор и графический дизайнер (с 1994 года), живу и работаю в Барселоне (с 2007 года). Но в первую очередь я любопытный человек (до скончания веков). Это единственные забавные моменты в моей биографии, все остальное будет скучным.

_Как Ваша любовь к иллюстрации сочетается с работой архитектора?

Иногда я архитектор, неравнодушный к иллюстрации, иногда – иллюстратор, страстно влюбленный в архитектуру.

Я не делаю разделения между этими ролями. Общая черта моих работ – я сам.

Я нахожу аналогии, сходства, совпадения и безграничные взаимосвязи между различными формами выражения. Создание архитектурной композиции зависит от механизмов, которые составляют основу любого успешного интеллектуального труда.

Архитектор должен быть хорошим иллюстратором. Способность к визуальной коммуникации играет важнейшую роль. Рисунок – это основной способ придать идее материальную форму. Иллюстрации моделируют, формируют и преображают идеи. Меня воспитывали на иллюстрациях к сказкам, затем были комиксы, а повзрослел я благодаря архитектурному дизайну. Иллюстрация – часть моего воображаемого мира. Люблю превращать архитектуру в иллюстрацию, а иллюстрацию – в небольшие архитектурные объекты.

_Как к Вам пришла идея создать серии иллюстраций?

Родилась вместе со мной. Я всегда работал с иллюстраций, это мое любимое средство выражения. Однажды я решил попробовать и опубликовал некоторые вещи.

_Как выглядит Ваш творческий процесс? Открытия, мысли, культурные отсылки – из чего он состоит и в каких пропорциях?

Я не верю во вдохновение. Идеи ждут нас повсюду, нужно только уметь их видеть. Поиск идей и вдохновения должен стать обязательным ежедневным занятием. Меня привлекает довольно широкий круг явлений – от природы до мира графики, искусство и архитектура, комиксы, реклама и музыка. Всё, что может стать интересной зацепкой или толчком. Я всегда определяю ключевой элемент, отправную точку, чтобы сформулировать идею и придать ей нужную форму. Иногда изображение как будто вращается в подвешенном состоянии вокруг этого центрального элемента, а иногда оно движется в разных неожиданных направлениях.

Своими рисунками я пытаюсь создать вымышленный диалог между различными видами искусства. Нити, которые объединяют и опутывают разные элементы, могут быть тонкими и прозрачными или прочными и увесистыми. Неоднородная и причудливая сеть соединяет архитектуру и совершенно далекие миры в единое изображение. Я – дитя культуры своего времени, впрочем, как и все остальные. Нынешнюю культуру можно сравнить с городом, где бывает каждый из нас.

_Похоже, что в иллюстрациях Вы часто ссылаетесь на работы Сола Басса и мир кино. Можно ли сказать, что у Вас «кинематографическое» воображение? Что Вас еще вдохновляет?

Один из моих первых проектов был посвящен взаимосвязи между архитектурой и кино. Преклонение перед Солом Бассом было очевидно и неизбежно, особенно когда дело касается афиш кинофильмов. В моих работах множество отсылок, хотя я всегда ставлю цель развивать собственный язык, раскрывая его основополагающие элементы. 

За последние несколько лет постеры к кинофильмам прошли интересный путь. В целом же, графические афиши уступили место фотоматериалу, который зачастую менее привлекателен и запоминаем. Вероятно, именно поэтому они завоевали место в сердцах коллекционеров и романтических «фетишистов».

Я был подростком, когда афиши играли ключевую роль у целого поколения фантазеров. Теперь они выросли и хотят, чтобы их мечты принимали будоражащую воображение графическую форму. Вот почему постеры «перекочевали» из детских комнат в гостиные.

_Судя по всему, Ваши иллюстрации – это особый рассказ о влиянии других миров на архитектуру. А как она должна взаимодействовать с окружающим миром и другими видами искусства?

Архитектура – это люди. Она создается людьми и для людей. Архитектура меняется вместе с обществом, следует за ним, а в некоторых случаях и направляет его. Задача архитектуры – сделать нашу жизнь лучше. Мне нравится, когда архитектура удивляет меня и дарит неожиданные эмоции. Архитектура – это не только обмен, а скорее восприятие информации. Люблю молчание архитектуры.

Исторически сложилось так, что пластические виды искусства связаны между собой неразрывной нитью.

Я стремлюсь сочетать разнородные элементы так, чтобы они были зрелищны и содержательны. Возможные и невозможные контакты, вероятные и невероятные связи между языками экспрессии и эстетики, порой далекие и очень близкие. Мне нравится придумывать (не)известные диалоги.

_О дизайне много говорят. Как Вы думаете, если не брать в расчет профессиональные дискуссии на эту тему, каково его реальное влияние на жизни потребителей и людей в целом?

Объект дизайна должен быть «подарком». Оберточная бумага, коробка и, наконец, сам подарок, сюрприз. Если одного из этих элементов не хватает, не будет и результата. Мне интересно, когда дизайн заключает в себе идею, а не только форму и возможную функциональность. Хорошие идеи превращают дизайн в отображение культуры эпохи и общества. Объекты дизайна – это как игрушки для взрослых: правила игры схожи, но не все знают, что делать.

_Что значит быть современным дизайнером? Какие навыки необходимы?

Всего понемногу. Это значит видеть суть вещей, пытаясь придать им новую форму без прошлых запретов. Смотреть на мир под другим углом. Меняется не мир, а способ его восприятия. Он открывает нам пространства, паузы и сюрпризы, спрятанные среди форм.

_Как Вы относитесь к дому?

Мой дом – полная воспоминаний шкатулка. Я в мельчайших подробностях помню дома, в которых жил. В моей памяти остались детали, предметы, запахи и формы всех тех пространств. Дома мне всегда легко. Дома и предметы в нем (оригиналы и «копии») становятся воспоминанием о прошлом, подтверждением настоящего и открытием будущего.

_У Вас есть зона комфорта, пространство, которое принадлежит только Вам?

Нет. Моя зона комфорта меняется в зависимости от занятия, времени или настроения. У каждого пространства и предмета есть свое время. Дом постоянно разный: свет, запахи, времена года меняют комнаты. Они никогда не будут совершенно одинаковыми, хотя так может показаться. Иногда я ем в разных частях дома, это помогает по-новому взглянуть на него.

_Есть ли в Вашем доме такой предмет (или несколько предметов), без которых Вы никогда не обойдетесь?

За все эти годы я научился не испытывать привязанности к предметам. Это трудное упражнение, но оно помогает нам не быть рабами вещей. У меня с предметами открытые отношения: мы не собственники, но любим друг друга.

_Действующие герои Ваших иллюстраций – архитекторы, режиссеры и актеры. А есть ли персонаж – не обязательно архитектор – который Вас вдохновляет? Например, модель или учитель.

Все это время я поглощал окружающую культуру. Мы, как блендеры, смешиваем различные ингредиенты в уникальную смесь. Многие меня вдохновляли, помогали, удивляли и направляли. Я как незавершенная мозаика: многие люди, так или иначе, осознанно или нет, вносят свой вклад в общую композицию и положение каждого отдельного элемента.

_Над чем Вы работаете в данный момент? Не могли бы немного рассказать о новых проектах?

Всегда стараюсь работать над несколькими проектами одновременно. Так я могу увидеть свои изображения со стороны. Если замыкаться только на одном проекте, то теряется перспектива. Разнообразие идей и образов чем-то похоже на перерыв в насыщенных отношениях. Медитативная пауза помогает сохранить свежий и живой взгляд на свои работы.

Сейчас я занимаюсь созданием небольших керамических скульптур, вдохновленных архитектурой, и 3D-печатью некоторых из своих иллюстраций. 

  • talks_Babina_011.jpg
  • talks_Babina_010.jpg
  • talks_Babina_009.jpg
  • talks_Babina_008.jpg
  • talks_Babina_007.jpg
  • talks_Babina_006.jpg
  • talks_Babina_005.jpg
  • talks_Babina_004.jpg
  • talks_Babina_003.jpg
  • talks_Babina_002.jpg
  • talks_Babina_012.jpg
  • talks_Babina_001.jpg

Все изображения взяты с веб-сайта www.federicobabina.com, где можно найти полный список иллюстраций Федерико Бабина.