ИНТЕРВЬЮ

Мария Себрегонди (Maria Sebregondi)

старший советник по развитию бренда Moleskine и представитель бренда

talks_Sebregondi_01.jpg

«Я считаю, что будущее — в дизайнерском мышлении, в стратегическом планировании как системном подходе к сложным проблемам и возникающим потребностям».

Блокноты Moleskine, попавшие на прилавки магазинов в 90-х гг., были детищем Марии Себрегонди: в ответ на просьбу Modo&Modo разработать товар для интеллигентных путешественников, Мария решила возродить традиционный путевой дневник. Горячо любимые Брюсом Чатвином и прославленные в его книге «Тропы песен» (1987), они исчезли из производства на несколько лет. В результате этого появилась первая серия блокнотов, сложных и элегантных в своей простоте, стилистически однородных вплоть до мельчайших деталей и вызывающих рой художественных и литературных ассоциаций.
Мария Себрегонди никогда не прекращает работать над серией Moleskine, а также контролирует развитие бренда и стратегии коммуникации.
С 2007 по 2015 гг. она занимала пост директора по развитию бренда в компании Moleskine SpA и курировала проекты по развитию бренда, создавая социальные связи как в Интернете, так и вне его. С 2016 года она занимает должность старшего советника по развитию бренда и представляет бренд.
Ранее она создавала различные учебные проекты для предприятий и учреждений, направленные на творчество и инновации.
Она выступила соавтором социально-антропологических эссе о современных изменениях для Industria e Design и статей в газетах и журналах, уделяя особое внимание новым языкам. Она попробовала себя в различных областях словесности: от писательского мастерства до копирайтинга, от эссе до литературных переводов.
В 2015 году вышло переиздание ее книги Etimologiario в издательстве Quodlibet. Это небольшой фантастический этимологический словарь, в котором придуманные Марией объяснения слов неожиданно раскрываются в полной правоте, которая усиливает, переворачивает или расширяет их первичные значения.
Она является участницей литературного объединения OPLEPO (Opificio di Letteratura Potenziale), а также членом и учредителем lettera27, некоммерческой организации, которая поддерживает право на грамотность и образование и, в более широком смысле, доступ к знаниям и информации.

У Вас, как социолога, переводчика и создателя бренда Moleskine, очень разносторонняя карьера. Как бы Вы охарактеризовали свою работу на сегодняшний день?
Мне нравится думать о себе как о толкователе современного мира, настроенного воспринимать сигналы скорого будущего и в то же время держащегося за обрывки прошлого, воспоминания о том, что было. Выражать дух времени — это для меня и задача, и источник вдохновения, постоянный вызов и ежедневная цель.

Основной концепцией Moleskine было предложить блокноты, которыми пользовались великие художники и писатели: от Ван Гога до ультра-современного Чатвина. А насколько важен в Вашей компании постоянный диалог между прошлым и настоящим, традициями и новаторством?
Учитывая изначальную концепцию проекта, комбинация этих полюсов всегда была ключевым фактором. Сейчас мы выводим на рынки блокноты новой серии Smart Notebooks — очень успешные — которые сочетают в себе более традиционное письмо ручкой и чернилами с цифровым измерением, позволяющим редактировать, архивировать и делиться заметками. Мост между аналоговым и цифровым миром, между высокими и низкими технологиями, между древними жестами и тем, что нас ждет в будущем, нашим собственным знакомым ландшафтом, где мы чувствуем себя непринужденно, и развивающейся экосистемой, в которой мы заинтересованы, чтобы помочь в определении и развитии.

Можете ли Вы дать нам свое определение «хорошего» дизайна с точки зрения социологии и творчества?
Я считаю, что эра дизайна отдельных предметов, какими красивыми они бы ни были, окончена. Будущее — в дизайнерском мышлении, в стратегическом планировании как системном подходе к сложным проблемам и возникающим потребностям. Нам нужно придумать системы, связи и межотраслевые процессы, чтобы создавать дизайн, отвечающий нашему времени и нуждам. Вот современные параметры хорошего дизайна, который по своей природе всегда требует простых и эффективных решений для конкретных задач.

Например, технологии управления домами кажутся мне очень интересными. С одной стороны, это упрощает жизнь, с другой — расширяет наш опыт и социальные возможности. Но, по-моему, применение таких систем будет целесообразно, только если они будут по-настоящему полезны людям, живущим во внутреннем пространстве, и не станут усложняющим, чисто декоративным и в значительной степени ненужным элементом, как это часто бывает. Дизайн должен быть простым и полезным, а деланная эстетичность и стилистика только размывают истинное назначение предмета.

Что Вам интересно в мире современного дизайна? Может, есть что-нибудь конкретное?
Я очень увлечена дизайном пользовательских интерфейсов. Это же ключ ко всем технологическим инновациям, всему, что стало возможным благодаря технологиям. Думаю, что области интерфейса и искусственного интеллекта — самые многообещающие для экспериментов и исследований.

Архитекторы и дизайнеры по-прежнему очень привязаны к бумаге. Сначала они набрасывают идеи, которые потом ложатся в основу проектов. Как, исходя из своего опыта, Вы видите диалог между аналоговыми и цифровыми носителями?
Конечно, это благодатная почва для взаимодействия. На самом деле — я уже говорила об этом раньше — Moleskine работает над новыми продуктами и сервисами, которые позволят сохранить оба измерения. Старые приемы по-прежнему продуктивны и важны для дизайнеров хотя бы потому, что идеи могут придти в любое время, и не всегда рядом будет компьютер. В таких случаях нас вполне выручит лист бумаги и карандаш. Мне также кажется прекрасным, когда можно полностью отследить развитие концепции от истоков до финальной стадии. Конечно, бумага позволяет легко отследить эту последовательность, но было бы полезно и очень эффективно оцифровать весь этот процесс легким и быстрым способом. По правде говоря, я верю в интеграцию. Просто вопрос заключается в том, как лучше сблизить эти два мира, чтобы обеспечить покупателям самый богатый и насыщенный опыт.

Какие у Вас отношения с домом?
Дома я провожу меньше времени, чем хотелось бы. Люблю находиться среди моих книг и заметок, сидеть и болтать на диване, особенно на кухне. Несомненно, в этой части дома я провожу больше всего времени.

У Вас есть какая-нибудь особая домашняя традиция?
У меня нет совершенно никаких традиций, но я люблю готовить — это меня успокаивает. Первым делом, когда возвращаюсь домой, становлюсь к плите и кухонному оборудованию. Я бы сказала, что приготовление пищи ближе всего к домашней традиции.

Есть ли в Вашем доме то, с чем не сможете никогда расстаться?
Я не очень привязана к предметам в доме, скорее к тем вещам, которые я ношу с собой каждый день. Они имеют символическую и эмоциональную ценность и стали практически талисманами: кольцо для ключей, которым я пользуюсь более 20 лет и никогда не меняю, небольшой гладкий камень, похожий на глаз — я его называю моим «третьим глазом» — и, конечно, записная книжка Moleskine. Это означает, что у меня есть своего рода портативная зона комфорта, поэтому я чувствую себя как дома, где бы ни находилась, пока со мной мой камешек и кольцо для ключей.

Что бы Вы назвали иконой дизайна?
К счастью, есть много знаковых объектов, и они относятся к разным моментам в истории. Но если бы пришлось выбирать один, это была бы небольшая лампа Eclisse Вико Маджистретти, из-за ее перекрещивающихся и пересекающихся сфер и портативности. Простой предмет и одновременно сложный. Я в целом очень люблю свет, поэтому не удивляйтесь, что вторым предметом мне пришел в голову минималистичный и очень поэтичный светильник Luccellinк от Инго Маурера. Он как символ, хокку.

Давайте вернемся к Вашей карьере. Как Вы представляете свою работу в ближайшем будущем?
Я бы сказала, что для меня и для всех остальных, работа будет становиться все более мобильной и менее привязанной к фиксированному рабочему месту. Переключение между аналоговым и цифровым измерением станет еще более заметным.

Совсем недавно Moleskine запустил новый удивительный проект: журнал (http://www.thetowner.com/). Расскажите нам о нем, пожалуйста.

Я всегда видела Moleskine культурным брендом. Многие годы мыслители, творческие люди, писатели, путешественники оставляли на его страницах свои наблюдения и заметки. Наша история позволила нам вполне естественно сделать скачок и превратиться в издателя, предлагающего актуальный журнал о нашей отрасли, специальные выпуски которого будут посвящены архитектурному дизайну и иллюстрации. Внимание, с которым мы относимся к городу, согласуется с нашим желанием рассказать о городских пространствах, когда мы десять лет назад запустили блокноты City Notebooks. Думаю, сильная сторона издания — в его независимой, очень грамотной редакционной группе, состоящей из молодых писателей и журналистов и возглавляемой Тимом Смоллом (Tim Small). Совсем недавно мы запустили английскую версию, поэтому нам еще расти и расти. Это был вызов, и мы были готовы бороться. Надеемся, журнал соберет собственную преданную аудиторию.