Salone WorldWide Moscow

ИНТЕРВЬЮ

Массимо Джакон (Massimo Giacon)

художник, автор комиксов, дизайнер, исполнитель

«В конце концов ты понимаешь, что жизнь слишком коротка, чтобы браться за все подряд, но, по крайней мере, попробовать стоит».

03-990.jpg
01-990.jpg
02-990.jpg
04-990.jpg

Массимо Джакон — разносторонняя личность: автор комиксов, иллюстратор, дизайнер, художник и музыкант, он живет между Падуей, где родился и вырос, и Миланом, где у него работа.  
В 1980-х годах он сыграл одну из главных ролей в возрождении итальянского комикса, инициированного такими журналами, как FrigidaireAlterDolce VitaCyborg и Nova Express. Встреча с Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) в 1985 году открыла перед ним двери в мир дизайна. За сотрудничеством с Sottsass Associati последовала работа с архитектором Маттео Туном (Matteo Thun), дизайн-студиями Studio Mendini и Sieger Design и многочисленные проекты для Olivetti, Memphis, Artemide, Alessi, Swatch, Philips, Ritzenhoff и Telecom.
В 90-х он попробовал свои силы в живописи, что вылилось в ряд персональных и групповых выставок в Италии, Швейцарии, США, Греции, Португалии и Германии. После десятилетнего участия в различных музыкальных коллективах в 1996 году он выпустил свой первый сольный альбом Horror Vacui, за которым в 2003 году вышел Nella città Ideale.
Джакон разрабатывал гобелены, ковры и керамику, публиковал рекламные иллюстрации, сотрудничал с модными дизайнерами и журналами (включая Ромео Джильи (Romeo Gigli), Elle и Glamour, Elle и Glamour), создавал инсталляции для международных выставок и анимационные видеоролики для телевидения.
В 2008 году он задумал выпустить для Super-Ego ограниченный тираж керамических скульптур The Pop Will Eat Himself. В сентябре 2015 года свет увидел его комикс Ettore, посвященный Этторе Соттсассу (Il Sole 24 Ore Cultura).
В настоящее время, помимо занятий живописью и музыкой, он разрабатывает целый ряд предметов для Alessi, пишет комиксы и графические романы (для Rizzoli-Lizard и Il Sole 24 Ore Culturaalessi) и преподает в Европейском институте дизайна в Милане.

Вы иллюстратор, автор комиксов, дизайнер и художник. Как бы вы охарактеризовали свою работу и описали творческий процесс?
Не думаю, что это очень оригинально. Не забывайте, что многие творческие люди предпочитают работать в нескольких сферах, изучая различные формы коммуникации. У меня это произошло естественным образом, хотя и приходится распылять силы: нужно запомнить детали, которые я еще недостаточно хорошо усвоил, провести эксперименты и научиться определенным приемам. В конце концов ты понимаешь, что жизнь слишком коротка, чтобы браться за все подряд, но, по крайней мере, попробовать стоит. Вопрос мог быть поставлен и по-другому: «А хорошо ли у меня получаются все эти вещи?» — но об этом нужно спрашивать окружающих. Если бы мне пришлось дать ответ, то я бы сказал, что никогда полностью не удовлетворен результатом.

Вы придерживаетесь междисциплинарного подхода и работаете с очень разными клиентами (издатели, изготовители и т. д.). Что служит для Вас эталоном и чему Вы уделяете внимание?
У меня обширная библиотека. У меня также богатая ментальная библиотека и голова, которая обрабатывает всю эту информацию. Иногда я заимствую чужие рисунки и идеи, но поскольку копиист из меня никакой, в результате они становятся моими и выглядят оригинально. Всё, я раскрыл вам свою страшную тайну и теперь должен Вас убить!

Что дало Вам знакомство с Этторе Соттсассом в личном и профессиональном плане?
Многое, в обоих смыслах. Если бы не наша встреча, я бы никогда не решился переехать в Милан, не вошел бы в мир дизайна через парадную дверь. Возможно, я бы даже не занимался живописью и не попал бы в мир современного искусства. Не знаю, сделал бы я это сам, но он действительно ускорил процесс. Как человек, Этторе был очень щедр со мной (и не только — многие глубоко обязаны его готовности делиться идеями, контактами и проектами). Слово, которое лучше всего описывает мое впечатление от Этторе — это «готовый к сотрудничеству».

Как дизайнерская карьера и знакомство с великим учителем повлияли на Вашу работу комиксистом и художником? Какой след это в Вас оставило?
Если мы говорим про комиксы, то история немного другая. Когда меня начали печатать, я очень мало знал об Этторе, группе «Мемфис», да и об итальянских футуристах (с которыми часто сравнивают мои ранние вещи). Это потому, что вдохновение я черпал в основном из мира комиксов, где постоянно находишь сходство со всей историей искусств. Например, поп-арт вы найдете в комиксах про американских супергероев, минимализм — в определенных графических романах, футуризм — у Бонавентура, а экспрессионизм — у Уилла Айснера. Эти два направления живут рядом друг с другом и нередко пересекаются. Видимо, так было уготовано судьбой, чтобы мои работы пересекались с «Мемфисом». Мы все чувствовали дух того времени, те трудные и яркие изменения. 80-е, коктейль из героина и апатии, дикий нео-капитализм и мода, цинизм и кислотные цвета.

Вы работаете с очень разнохарактерной клиентурой? Как складываются Ваши отношения?  
Стараюсь быть практичным. Не играю в звезду и всегда готов внести разумные изменения. Я редко злился на непонятливого заказчика. Не утверждаю, что этого совсем не случалось, но думаю, что в целом клиент достаточно умен, чтобы понимать: раз он поручает задание мне, то выполнять я его буду в своем собственном и индивидуальном стиле. Когда-то слышал, как один известный критик сказал: «Никогда не видел хорошего художника, который не умеет слушать». И с этим утверждением я более или менее согласен.

В Вашем графическом романе «Этторе» пересекаются комиксы и дизайн. В чем, по Вашему мнению, заключается их взаимосвязь?
И дизайн предмета, и книга комиксов относятся к более широкой сфере дизайна. Мне всегда казалось, что те, кто начинают как комиксисты, а затем уходят в другие сферы, обладают преимуществом (вспомните Феллини, Массимо Йоза Гини (Massimo Iosa Ghini); Мендини тоже сначала хотел быть графиком). Создавать комиксы — тяжелый труд. Здесь вам нужно не только думать, как нарисовать историю, но и решать кучу других проблем. Например, как герои расположены в пространстве? Как они одеваются? Что должно быть в комнате? Десятки подобных вопросов, на которые не так-то и много времени для ответа. 

Как Вы представляете свою работу через десять лет?
Если бы я был пессимистом, то, с точки зрения социума, я бы сказал так: если события будут развиваться такими же темпами, то через десять лет мы все будем завидовать тем, у кого останется заработок. Парадоксальная ситуация, учитывая, что в 70-х мы считали, что в будущем у рабочего класса отпадет необходимость трудиться. Сейчас нам приходиться выпрашивать работу буквально стоя на коленях. Но я настроен оптимистично. Надеюсь, эти проблемы решатся и технологии помогут нам работать меньше и лучше, а не как это происходит сейчас: нас заставляют больше работать, навешивают несколько функций на одного человека, при этом постоянно сокращая время на выполнение операций.

Какие у Вас отношения с домом? Изменился ли он за эти годы? Если да, то как?
Мой дом — это место не только отдыха, но и развлечений: здесь я готовлю для друзей, играю (люблю настольные и видеоигры), гуляю по саду и занимаюсь кошками. Я не очень заботился о домах, и некоторое время мне не хотелось покупать свой собственный. Не хотелось брать на себя ответственность и быть привязанным к одному месту. А потом меня убедили, и в итоге я нашел дом, который построен будто по моему заказу. Но я по-прежнему думаю, что не нужно слишком привязываться.

Какая домашняя традиция особенно важна для Вас?
Если я дома, неважно, чем я занимаюсь, но в 2 часа сажусь на диван и смотрю «Симпсонов». Не могу ничего поделать, даже если видел эпизод много раз. Этот сериал успокаивает меня и поднимает настроение. Обожаю его.

Если бы Вам пришлось спасать три вещи из дома, то что бы Вы выбрали?
Мешок со всеми моими ручками и инструментами для рисования, старый стол и сад.

Какой дизайнерский объект является для Вас культовым?
Разумеется, гейзерная кофеварка Bialetti Moka. Она часто появляется на моих рисунках — я даже не очень об этом думаю. Это предмет, который мне нравится рисовать.  

Над чем Вы работаете в данный момент? Может, расскажите?
Я задумал пять разных книг: книгу для детей, новый графический роман о дизайне, эзотерическую приключенческую историю, действие которой разворачивается в Падуе 1970-х гг., своего рода иллюстрированный дневник и сборник рассказов. Есть несколько мраморных статуэток, новые проекты для Alessi, керамика, выставка в Монреале, восстановленные музыкальные записи, которые я сделал в 80-х с двумя моими группами. Но, честно говоря, еще не знаю, смогу ли я все это реализовать.